Сергей Рассказов (rasskazov) wrote,
Сергей Рассказов
rasskazov

Categories:

Как я делал шрифтовую вывеску для РЖД

09:52 20.01.2018
Как я делал шрифтовую вывеску для РЖД

Однажды, году в 2013, мне довелось делать вывеску и навигацию для одной из железнодорожных станций в Ленинградской области с прекрасным названием «Апраксин».

Милейшее атмосферное место, в котором какой-то меценат построил храм и под это дело сделал порядок на всей близлежащей территории. Включая дорожки, газоны, и сам вокзал станции. Я был искренне уверен, что для РЖД что-то значит историческое наследие, контекст и так далее. На самом деле, конечно, нет и пост у Варламова тому пример. Он сподвиг меня написать о том, как я безуспешно попытался спасти фасад станции «Апраксин» от корпоративной идиотии РЖД.

На самом деле задача была простейшей: Съездить на эту станцию вживую на электричке, взять гайдлайн и после обмера фасада на месте сделать макет, соблюдая все шрифты и отступы, как сказано в правилах фирменного стиля РЖД. Никаких различий между панельным бараком и классицистическим историческим зданием этот гайдлайн не предлагает. Вариант размещения вывески всегда только один. Есть, конечно, вот такая приписка «При размещении названия вокзала и логотипа ОАО „РЖД“ следует учитывать архитектурные особенности зданий вокзалов и требования к историческим сооружениям.», но никто не хочет с этим заморачиваться. Ни один менеджер не сумеет утвердить и не возьмёт на себя ответственность, если дизайнер отклонится от гайдлайна в соответствии с историческими особенностями здания.

При этом в Ленинградской области на старых вокзалах ещё сохранились исторические станционные названия, выполненные великолепными историческими шрифтами, которые радуют глаз, соответствуя по пропорциям и стилю архитектуре зданий.

Я взялся за работу и, сделав вывеску по гайдлайну за 10 минут, решил сделать свой шрифтовой вариант написания станции, который бы соответствовал контексту, историческом окружению здания и географическому разположения неподалёку от Санкт-Петербурга.

Подробно изучил, что это за место и в честь кого названо. Мои догадки подтвердились — этой землёй когда-то владели графы Апраксины (привет знаменитому Апраксину двору в Петербурге), одна из старейших династий.

Было бы странно станции, названной в их честь иметь название, набранное корпоративным шрифтом РЖД, лишённым, какого-либо историзма. Даже не важно, какое здание. Важно, что сама местность и территория исторические. Такие места важно находить и подчёркивать их идентичность. Тогда люди будут их любить и гордиться ими.

После изучения исторических вывесок других станций, я сформировал образ малоконтрастной антиквы, стилизованной под конец 19 века, с петербургском духе. Причём, название сделал капителью, т. к. ни о каких строчных буквах на таких вокзальных зданиях просто не могло быть и речи. И получилась вот такая вывеска. Это очень быстрый эскиз, который я попытался защитить:

Просто сравните ощущение, насколько чужеродно и бесхарактерно выглядит обычный современный гротеск, который предлагает размещать РЖД на любых своих зданиях по всей стране

Мне никак не удалось переубедить и спасти здание от стандартного шрифтового шаблона РЖД. Ответ был прост: «...придется согласовывать и доказывать что здание является историческим. Коим оно, как я поняла не особо и является. Делаем как у РЖД...»

В итоге получилось вот так, а точнее, никак.

Мне даже не удалось убедить убрать из названия слово «станция». Без которого и так понятно, что это станция. Потому главное название так и осталось мелким и незаметным на фасаде, среди другого бессмысленного мусора. Причём, по центру фасада красуется слово «станция», а название «Апраксин» где-то сбоку, в тени, потому что никак иначе скомпоновать информационный блок гайдлайн не позволяет. И, как я писал выше, никто не заинтересован в лишних согласованиях. Пока согласования вызывают головную боль и гайдлайн не предусматривает вольности дизайнера, так и будет продолжаться.

Вывод этой истории неутешительный. Неповоротливость такой корпоративной машины, как РЖД, даже при такой глубокой мотивированности и инициативности исполнителя, как я, не позволяет сделать хорошо. Это просто невозможно!
Рад, что в итоге не получилось как с вокзалами и здание станции в 2013 не покрасили в серые фирменные цвета РЖД. Сегодня маразм дошёл уже до этой стадии... Так что за Апраксин я вновь переживаю, чтобы в будущем с ним не сотворили нечто подобное.

Всю остальную навигацию на территории, платформах, внутри здания, получилось проконтролировать до последней таблички и за них мне не стыдно. Где было незаметно, везде старался делать лучше, чем по гайдлайну. Хотя гайдлайн для навигации снова же печальный и не даёт нормально сделать ни одного навигационного улучшения. В нём не учитывается ни расстояние до зрителя, ни ракурс — главное, чтобы все размеры были кратны друг другу в нужной пропорции. Жаль, что всех всё устраивает...



______________

Открыть оригинал записи в моём автономном блоге

.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment